?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Сегодня - день рождения аэропорта Толмачево (извините, что о нем тут так часто, все-таки родина S7). 12 июля 1957 года был выполнен первый рейс с пассажирами по маршруту Новосибирск - Москва на новом лайнере Ту-104. До этого в столицу летали на Ил-14 с тремя посадками.

Читайте историю эксплуатации Ту-104 в Толмачевском объединенном авиаотряде. Из корпоративной газеты S7 (текст 2003 года).

Первый лайнер Толмачевского авиаотряда

…Толмачевский же отряд обязан своим рождением первому советскому реактивному пассажирскому лайнеру ту-104, о котором мы сегодня и хотим рассказать.

Значение

Ту-104 был первым во многих отношениях. До этого ни гражданские летчики, ни пассажиры не летали со скоростью 900 км/ч (с которой и сегодня летают современные лайнеры) и на высотах 10 и более км, где нет гроз и болтанки, хорошо знакомой пассажирам Ил-14, Ан-24, Ил-18. До этого ни один массовый гражданский самолет в СССР не мог брать на борт 50 пассажиров (в модификации Ту-104Б – 100 пассажиров). До этого не требовалось полос длиной 2500 метров. Никто не летал так далеко. На прежних машинах отсутствовала система наддува гермокабины.
Ту-104, образно выражаясь, стал мостиком от поршневого По-2 к широкофюзеляжному Ил-86 и сверхзвуковому Ту-144 и, в большой степени, стал символом авиационного прогресса 1950-60-х годов. Многие летчики, летавшие на Ту-104, начинали свою летную биографию на По-2, а закончили – на Ил-86 и Ту-144. Например, бывший командир Ту-104 ТОАО (в 1960-х годах) Борис Федорович Кузнецов в ноябре 1977 года выполнил в качестве командира Ту-144 первый пассажирский сверхзвуковой рейс Москва – Алма-Ата.
Вскоре после Ту-104 в небе страны появились более тихоходные (и экономичные) Ил-18 и Ан-10, на дальние линии вышел гигант Ту-114, но все эти машины были из винтового семейства. По большому счету, Ту-104 более 10 лет, до выхода в 1967 году на регулярные трассы Ту-134 и Ил-62, был единственным реактивным самолетом Аэрофлота.
За свою 23-летнюю «жизнь» в ГА, с 1956 по 79 гг., самолет имел три модификации Ту-104, Ту-104А и Ту-104Б с разной пассажировместимостью, двигателями, геометрическими размерами, взлетным весом, оборудованием и т.д. Всего на трех разных заводах, в том числе в Омске, в 1956-1960 гг. был построен 201 серийный экземпляр этого лайнера. В эти же годы на Ту-104 было установлено 26 мировых рекордов.
В силу своей «генетической» схожести с носителем ядерного оружия – стратегическим бомбардировщиком Ту-16 в первые годы эксплуатации вся техническая документация по Ту-104 носила секретный характер, а толмачевские летчики периодически выезжали на военные аэродромы, где выполняли тренировочные полеты на Ту-16.

Флагман Толмачевского отряда

Именно такой самолет, толмачевский Ту-104 (СССР-Л5419) выполнил в пятницу 12 июля 1957 года первый регулярный рейс Новосибирск – Москва («Внуково»), открыв, тем самым, недавно построенную взлетно-посадочную полосу аэропорта «Толмачево» для пассажирских рейсов. До этого новосибирцы и гости города пользовались городским аэропортом «Северный», в котором базировались Ан-2, Ли-2 и Ил-14. Полет в Москву стал втрое быстрее, и отпала необходимость в нескольких промежуточных посадках.
Интересно, что география базирования первых Ту-104 совпадала с нынешней структурой авиакомпании «Сибирь» - первые реактивные лайнеры появились в 1956 году в Москве («Внуково»), весной 1957 года – в Иркутске и Новосибирске. В остальных городах Ту-104 стали базироваться позже, в Ленинграде, например, только в 1959 году.
К концу 1957 года в "Толмачево" уже базировалось три Ту-104. Еще несколько самолетов были приписаны к расположенному тут же Летному учебно-тренировочному центру, который занимался обучением на реактивную технику летчиков со всего Советского Союза – из Хабаровска, Тбилиси, Ленинграда и т.д.
В первые годы эксплуатации аэродромов, куда мог приземляться Ту-104, было очень мало. Поэтому и количество рейсов было ограничено. Соответственно, не было и запасных. Для "Толмачево", например, запасным был Семипалатинск, расположенный в 670 км. В связи с этим, Ту-104, выполнявшие регулярные рейсы, периодически садились на военных аэродромах – в Белой (Иркутск), Домне (Чита), Воздвиженке (Владивосток), Купино (Новосибирск), Дягилево (Рязань) и т.д. Пассажиры в таких случаях не выходили из самолета (кругом все стратегически секретное), хотя промежуток между посадкой и вылетом мог достигать 10 часов.
Аэродромы достаточно строились, и в 1960-х толмачевские Ту-104 уже ежедневно летали по трансконтинентальным трассам Одесса – Новосибирск – Владивосток и Владивосток – Новосибирск – Ленинград со множеством промежуточных посадок. Реактивные лайнеры также соединили Новосибирск с Симферополем, Киевом, Ташкентом, Минводами, Челябинском, Братском, Читой, Хабаровском и другими городами страны. Причем, толмачевцы выполняли весьма необычные регулярные рейсы, например, Ташкент – Пермь. В первые годы эксплуатации Ту-104 полеты во Владивосток проходили над территорией Китайской Народной Республики, что давало заметное сокращение маршрута.
На глазах строились московские аэропорты. В 1957-1959 годах Ту-104 со всей страны летали только во "Внуково". Потом открылось "Шереметьево", затем "Домодедово". Ту-104 из Новосибирска летали во все эти аэропорты, но в конце концов все московские рейсы ТОАО были переведены в "Домодедово".
Вырос и налет – в 1963 году годовой налет четырех толмачевских Ту-104 превысил 2000 часов (в 2002 году максимальный годовой налет на Ту-154Б в "Сибири" составил – 2660 часов, Ту-154М – 2840 часов). Год спустя ежедневно в Москву выполнялось семь рейсов на Ту-104. Летчики налетывали за год по 750 часов. В летнее время активно использовались продленные саннормы. В 1966 году вышел приказ Министра ГА, которым был установлен "предельный налет на экипажей тяжелых транспортных самолетов в течение недели – не более 35 часов при действии месячных санитарных норм (70 часов – ред.). Годовой налет для экипажей реактивных самолетов не должен превышать 650 часов". Как вспоминает бывший КВС Иван Рогов, отлетавший на Ту-104 более 20 лет, чтобы пойти летом в отпуск, экипаж должен был налетать за 15 дней месячную норму, затем месяц летчики отдыхали, а в оставшуюся второю половину месяца после отдыха налетывали еще одну месячную норму.
Увеличивался парк самолетов – к концу 1959 года в ТОАО базировалось уже более 10 Ту-104. В 1960-х – более 20. В 1967 году монополия дальних рейсов Ту-104 в ТОАО была нарушена появлением базовых самолетов Ил-18, однако основные перевозки в "Толмачево", вплоть до массового выхода на линии Ту-154, выполняли именно Ту-104, которых было почти в три раза больше, чем Ил-18.
В 1965 году газета Западно-Сибирского управления ГА "Крылья Советов" опубликовала заметку командира Ту-104 ТОАО Виктора Дыдыкина, в которой, в частности, говорилось: "Если не на словах, а на деле стремиться к дальнейшему росту культуры обслуживания пассажиров, если мы хотим сделать "Толмачево" образцовым, необходимо добиваться разрешения на строительство второй взлетно-посадочной полосы».
По причине отсутствия у Ту-104 реверса на двигателях и короткой ВПП в «Толмачево» периодически происходили выкаты за пределы полосы и разрушения колес, из-за чего полеты в аэропорту временно прекращались. Торможение самолета осуществлялось только за счет шасси и двух парашютов. В 1966 году полосу в "Толмачево" удлинили с 2500 до 3600 метров, и таких проблем стало меньше. Однако вторую полосу не построили до сих пор (Открыли ее Сегодня (12.07.2010) - УРААА).

Техобслуживание

Летом 1957 года в «Толмачево» был создан цех обслуживания реактивных самолетов, переименованный затем в ЛЭРМ (Линейно-эксплуатационные ремонтные мастерские), а еще позже – в АТБ.
Первые большие формы со сменой двигателя на учебном самолете Ту-16 (в ЛУТЦе) техники Участка трудоемких регламентов делали около трех недель. Не хватало инструмента, приспособлений, наземного оборудования, спецтранспорта. По мере накопления опыта и необходимой матчасти смену стали проводить за один день. Первый межремонтный ресурс двигателей РД-3 был всего 100 часов, что соответствовало примерно 12 полетам в Москву и обратно. Затем ресурс был доведен до 500, 1000 и 1500 часов. Для сравнения: двигатели Д-30КУ-154 (Ту-154М) имеют межремонтный ресурс 5000 часов
В течение нескольких лет работы по обслуживанию самолета проводились под открытым небом. В 1964 году был построен ангар, действующий до сих пор. Одновременно он вмещал сразу четыре Ту-104.
Петр Бут-Гусаим, долгое время возглавлявший Производственно-диспетчерский отдел АТБ, рассказывает, что в 1970-х годах парк Ту-104 в «Толмачево» насчитывал уже около 30 самолетов, из которых практически все были “на крыле”, то есть в рабочем состоянии. Месячный налет на Ту-104 доходил до 300 часов. В то же время регламентные работы на нем проводились тоже через 300 часов. Это значило, что надо было ремонтировать один самолет в день. Если бы АТБ не справлялась с таким жестким ритмом, то образовалась бы очередь на ремонт, что было равнозначно срыву полетов.

Заслуги

За 21 год эксплуатации Ту-104 в ТОАО, с 1957 по 1978 годы, многие толмачевские летчики стали Заслуженными пилотами СССР. Это звание было утверждено в 1966 году, и в первом же списке награжденных был командир 204 Летного отряда ТОАО Виктор Купало. Он же входил в Коллегию Министерства гражданской авиации, что для командира отряда было достаточно нестандартно – это уровень начальников региональных Управлений ГА. Замкомандира 204 ЛО Александр Помелов был награжден двумя орденами Ленина и имел звание Героя Соцтруда. Такое же звание имел бортмеханик 204 ЛО Федор Тимофеев. Заслуженными пилотами СССР также стали «реактивщики» Виктор Дыдыкин, Владимир Несмеянов, Иван Бурляев, Леонид Норкин и Михаил Бабушкин. Заслуженным штурманом СССР – Николай Арестов. Командиром Ту-104 в ТОАО был и Герой Советского Союза Михаил Макаров, но он получил это звание еще в 1944 году, когда летал на штурмовике Ил-2.
В 1979 году вышел интересный приказ командира ТОАО, в котором говорилось: «В 1978 году Толмачевский авиаотряд успешно завершил эксплуатацию Ту-104. Одним из последних завершил свой трудовой путь 29 декабря 1978 года самолет СССР-42412, который провел в воздухе 27705 летных часов. …Приказываю: В ознаменование заслуг Ту-104 установить СССР-42412 на вечную стоянку в районе аэропорта «Толмачево». Памятник самолету хотели сделать на кольце перед въездом в аэропорт. Однако по разным причинам этот приказ не был выполнен.
Тем не менее, толмачевские Ту-104 стали памятниками в других местах: несколько лет самолет СССР-42494 стоял в парке «Березовая роща» в Новосибирске, СССР-42482 стоит на авиазаводе в Казани, СССР-42450, обозначенный как СССР-Л5412 (самолет с таким номером выполнил первый регулярный рейс Москва – Омск – Иркутск в 1956 году), установлен в аэропорту «Внуково» (прим. 2010 - тот толмачевский Ту-104 во Внуково, установленный в 1976 году, уже, увы, порезан в сентябре 2004 года. Сейчас во Внуково стоит другой самолет, с ВАРЗа).

В истории авиакомпании «Сибирь» лайнер Ту-104 занимает почетное место первооткрывателя магистральных трасс, самолета, во многом благодаря которому в «Толмачево» была создана огромная производственная инфраструктура, а сам Новосибирск еще в советские времена смог стать крупнейшим за Уралом авиатранспортным узлом.

Latest Month

Сентябрь 2013
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner